RUBAE

JetExpo-2007

Прошедшая в сентябре в Москве вторая ежегодная выставка деловой авиации JetExpo-2007 стала достаточно объективным отражением состояния рынка бизнес-авиации в России. И хотя эта отрасль по-прежнему остается закрытой от посторонних взглядов, выставка помогла проявить определенные тенденции. Очевидна растущая привлекательность российского рынка и для зарубежных операторов, и для производителей. Несмотря на сложное время проведения — с разницей в несколько недель между МАКС-2007 и выставкой Ассоциации деловой авиации NBAA — так или иначе, стендом или самолетом на статике свое присутствие обозначили все ведущие мировые производители бизнес-джетов и вертолетной техники.
Однако, как отметили некоторые участники JetExpo-2007, становится ясно, что рынок постепенно движется в сторону насыщения и стабилизации. Прежде всего это почувствуют на своей деятельности операторы. По словам Владимира Гаврилова, генерального директора представительства швейцарской компании Comlux в России, если с 2005 г. рост спроса на чартеры превысил самые смелые прогнозы, то увеличившаяся конкуренция постепенно выравнивает ситуацию на рынке. По-прежнему более 85% российского рынка держат зарубежные операторы, хотя со снижением пошлин это соотношение, возможно, изменится.
Между тем очевидно, что российский рынок приобретает атрибуты цивилизованного бизнеса. Это выражается в первую очередь в строительстве адекватной аэропортовой и хэндлинговой инфраструктуры, а также в появлении станций техобслуживания техники зарубежного производства.
Если темпы наращивания парка бизнес-джетов будут постепенно снижаться, то бум вертолетных продаж, как ожидается, еще впереди. Об этом свидетельствует и разнообразие вертолетной техники, представленной на JetExpo.
В целом, хорошая организация и представительность выставки оставили у участников и посетителей позитивные впечатления. Чего не удалось заметить, так это большого числа собственно клиентов. Возможно, это следствие обычной для бизнес-авиации дискретности. Или это еще одна рыночная закономерность?
Фоторепортаж с выставки — по этой ссылке.

Читайте также  Новый Hawker 850XP для "Сириус-Аэро"